РУС БЕЛ ENG

Памятка для педагогов «НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ»

Первые уроки жизни ребенок получает дома, в семье. Что он чувствует, когда его бьют, унижают самые близкие и любимые люди? Страх, отчаяние, ненависть, безысходность, вину и стыд, одиночество и бессилие. Постоянно испытывая на себе агрессию взрослых, дети постепенно приходят к мысли о допустимости насилия, о его безнаказанности. И, в конце концов, из жертвы сами превращаются в агрессора.
Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл:
  • Физического
  • Словесного
  • Эмоционального
  • Духовного
  • Экономического оскорбления
С целью:
  • Контроля
  • Запугивания
  • Внушения чувства страха.
 Причины жестокого обращения с детьми:
-безработица или низкая материальная обеспеченность;
-алкоголизм одного или обоих родителей
-одиночество или распавшийся брак;
-слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,
-физическое или психическое переутомление;
-незрелость родителей;
-эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;
-отсутствие привязанности к ребенку;
-чрезмерная требовательность;
-рождение другого ребенка;
-большое количество детей.
 
Признаки, свойственные жертвам физического насилия:
-  Постоянные, частые или появляющиеся время от времени специфические повреждения: свежие или заживающие отпечатки пальцев, ремня; синяки, ссадины; кровоизлияния в глазное яблоко, шатающиеся зубы, участки облысения;
-  В младшем школьном возрасте типичны замкнутость, стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы (особенно с плохой отметкой в дневнике), отсутствие друзей, заискивающее, угодливое поведение;
-  В подростковом возрасте – побеги из дома, отклоняющееся поведение (криминальное или антиобщественное), употребление алкоголя или наркотиков, агрессивность, суицидные угрозы.
Признаки, свойственные жертвам эмоционального насилия:
-  Постоянная подавленность, грусть, неуверенность в себе;
-  Наличие таких соматических проявлений, как ожирение или потеря веса, аллергические патологии, кожные сыпи, нервные тики;
-  Беспокойство, тревожность;
-  Агрессивность либо, наоборот, чрезмерная уступчивость. Угодливость, заискивание;
-  Склонность к уединению;
-   Плохая успеваемость;
-  Неумение контактировать с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками;
-  Нарушение аппетита;
-  Суицидальные угрозы и попытки самоубийства
Действия в случае выявления жестокого обращения
Классный руководитель:
  • Сообщение специалистам службы и администрации УО о выявленном случае жестокого обращения.
  • Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.
  • Оказание моральной поддержки ребенку.
Педагог социальный:
  • Уведомление УВД  о выявленном факте.
  • Составление социально-педагогической характеристики семьи.
  • Составление индивидуального плана работы с ребенком и/или с семьей.
  • Отчет о проведенной работе по выявленному факту жестокого обращения.
Педагог-психолог:
  • Составление психологической характеристики на ребенка, подвергшегося жестокому обращению.
  • Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям по организации индивидуального подхода в работе с ребенком
  • Оказание экстренной помощи (индивидуальное консультирование ребенка).
  • Длительное сопровождение (арт- терапия, песочная терапия, и др.).
Педагогу говорить с родителями о непозволительности жестокого обращения с детьми крайне трудно. Со стороны разбушевавшегося родителя происходит мгновенная реакция отторжение: «Не вмешивайтесь!». Попытка учителя призвать родителей не запугивать ребенка жестокими наказаниями за провинность наверняка будет встречена в штыки. Но именно поэтому возвращаться к нелегкому диалогу нужно снова и снова.                
          
     Необходимо убедить родителей, что:
  • насилие не дает преимущества ни одной стороне и ведет к развалу семьи;
  • любовь к родителям важнее страха перед ними;
  • насилие – приобретенный способ поведения, его можно и нужно изменить.